Основы росписи по стеклу для начинающих с подробным описанием, видео-инструкциями и фотографиями
Говоря о декоративной росписи стекла, многим представляются огромные витражи в храмовых сооружениях, искусно оформленные художниками. Однако иметь кусочек такого «высокого искусства» можно и у себя дома, расписав стеклянную посуду, подсвечник, контур зеркала или просто кусок стекла, оформив его затем в декоративную рамку и повесив на стену. Проявите немного фантазии, и результат непременно порадует всех окружающих!
Прежде чем приступить к росписи по стеклу, нужно освоить хотя бы несколько самых популярных техник, чтобы выбрать ту, которая понравится вам больше всего. Лучше всего начать изучение технологии росписи по стеклу с обработки плоского покрытия. Для того приобретите ацетатную пленку: она недорога и имеет гладкую прозрачную поверхность.
На этой странице продемонстрированы несколько мастер-классов росписи по стеклу для начинающих и показаны фотографии конечных результатов.
Для росписи по стеклу вам потребуются следующие инструменты и материалы.
Краски для росписи по стеклу.
По мере того как роспись по стеклу становится все более популярной, растет и выбор специальных красок: производители продукции постоянно улучшают их качество.
Краски для стекла бывают либо на водной основе, либо на основе растворителя. Первые следует разводить водой; ею же моют кисти после использования. Во втором случае для тех же целей применяют уайт-спирит: работать с такими красками надо в хорошо проветриваемом помещении или на свежем воздухе, так как вдыхание испарений может повредить вашему здоровью.
Как уже говорилось, в продаже имеется большое разнообразие материалов. Поэтому важно убедиться, что выбранный продукт подходит для осуществления поставленной задачи. К примеру, для текстурной отделки лучше использовать гелевые краски. Для росписи посуды предназначены керамические (обжигаемые) краски: после обжига в духовом шкафу обработанные ими изделия можно применять для хранения пищевых продуктов и сервировки стола.
Прежде чем купить краску для росписи по стеклу, внимательно прочитайте этикетку или проконсультируйтесь у продавца, дабы убедиться, что данный материал подходит для ваших целей. Многие краски обладают широким спектром цветов, но недостаточно водостойки, а значит, не годятся для обработки предметов обихода.
По мере усовершенствования красок увеличивается их адгезия, свето- и водостойкость. Следует учитывать, что некоторые цвета более устойчивы к воздействию солнечных лучей, нежели другие; это также указывается на этикетке. Некоторыми красками для стекла можно расписывать поверхности из других материалов: это удобно, если вы увлекаетесь разнообразными ремеслами.
Свинцовая лента.
Чтобы создать традиционный эффект витражных окон, вы можете использовать свинцовую ленту для формирования ячеек, которые затем заполнятся краской. Лента продается в бобинах, а самоклеящаяся поверхность облегчает работу.
Аутлайнер.
Распространенной заменой свинцовой ленты является цветной аутлайнер -жидкое средство, которое выдавливают на стекло или ацетатную пленку непосредственно из тюбика.
Тонкая ровная линия ложится на стекло узором любой сложности, затвердевает после высыхания и образует выпуклый контур, не позволяющий краске растекаться.
Малярная лента.
Другой способ обозначить контур – использовать малярную ленту. Она защищает от окрашивания участки поверхности, которые должны быть прозрачными. Единственная сложность состоит в необходимости достаточно быстрого удаления ленты, чтобы на обрабатываемом изделии не остались следы клея. Кроме того, малярную ленту можно использовать для прикрепления ацетатной пленки поверх рисунка, по которому производится роспись, или для фиксации эскиза и копировальной бумаги, чтобы они не сдвигались, когда вы переносите изображение на рабочую поверхность.
Кисти.
Имеет смысл приобрести кисти высокого качества, которые обеспечат ровное нанесение краски и не будут оставлять щетинки на рисунке. Для начала выберите одну тонкую, одну среднего размера и одну толстую кисточки (№ 1, 4 и 10) с синтетическим, а лучше натуральным ворсом. Кисти нумеруются в соответствии с их размером — чем меньше номер, тем короче щетина.
Мастихин.
Некоторые рисунки можно наносить шпателем или мастихином. Широкий плоский мастихин подходит для нанесения краски на большие участки.
Инструменты для исправления ошибок.
Пока краска еще не высохла, вы можете исправить ошибки или счистить подтеки краски с помощью полотенца или ватной палочки. Если дефект устранить сложно, погрузите ватную палочку в воду или уайт-спирит (в зависимости от того, какой краской вы пользуетесь). Не смачивайте ее слишком сильно, так как краска может потечь и испортить удачные участки рисунка. Чтобы выровнять край рельефного контура, можно, пока он еще не затвердел, использовать зубочиску.
Для смешивания краски пользуйтесь палитрой или стеклянной банкой. В такую же банку можно налить воду или уайт-спирит для разбавления краски и мытья кисточек.
Материалы для шаблонов.
Для работы с шаблонами вам потребуются копировальная бумага, шариковая ручка, химический карандаш или фломастер (в зависимости от того, на какую поверхность вы наносите рисунок). Могут понадобиться также разделочная доска, нож или ножницы, линейка и клей ПВА. Для некоторых изделий можно использовать муррины и блестки, а также различные лаки и разбавители.
Набор инструментов и декоративных средств, которые вы применяете, зависит от вашего замысла: прежде чем отправиться за ними в магазин, составьте список необходимых материалов.
Использование защитной ленты – это один из простейших способов формирования контура без использования аутлайнера. Надо заклеить защитной лентой те части обрабатываемой поверхности, которые должны остаться прозрачными.
Вам потребуется:
Выполнение работы:
Краска-аутлайнер ложится на поверхность выпуклой линией; когда она высыхает, внутри созданного контура остается участок, который можно заполнить краской. Выделение контура при росписи по стеклу – это самый простой способ добиться эффекта витража.
Для выделения контура вам потребуется:
Выполнение работы:
На фото росписи по стеку видно, какого эффекта можно добиться, используя прозрачную краску:
Роспись будет выглядеть иначе, если вы возьмете непрозрачную краску: свет не сможет проникнуть сквозь нее, и в узоре появятся глянцевые участки насыщенного цвета.
Непрозрачные узоры на ацетате и стекле создаются с помощью керамических красок. Если вы воспользуетесь ими, то после окончания работы изделия надо будет обжечь в духовом шкафу при температуре 150 °С, чтобы роспись стала водостойкой и безопасной при контакте с пищевыми продуктами. После обжига краски становятся более прозрачными; экспериментируя с прозрачными и непрозрачными красками, вы увидите, сколь разнообразного эффекта можно достичь.
Научившись контролировать поступление контурной краски из тюбика, вы сможете создать одноцветную картинку. Для этой техники росписи по стеклу больше подходят несложные рисунки; золотой и серебряный аутлайнеры лучше смотрятся на темном фоне, в то время как черный эффектнее выглядит на светлом.
Познавая азы росписи по стеклу, начинающие могут попробовать изобразить на ацетатной пленке незатейливую подводную сценку.
Материалы для росписи по стеклу аутлайнером:
Выполнение работы:
Начинающим художникам использовать шаблоны для росписи по стеклу на плоской поверхности несложно: вы просто делаете ксерокопию и помещаете ее под ацетатную пленку или стекло.
Чтобы перенести рисунок на изогнутую поверхность миски или банки, поместите его внутрь и прикрепите с помощью малярной ленты.
Для предметов с узким горлышком вам понадобится копировальная бумага. Положите ее переводящей поверхностью вниз на участок изделия, который хотите украсить, сверху поместите ксерокопию шаблона рисунком вверх и прикрепите ее клейкой лентой.
Обведите контур шаблона для росписи по стеклу шариковой ручкой: надавливая стержнем на копировальную бумагу, вы, таким образом, перенесете изображение на стекло. Удалите бумагу с рабочей поверхности и обведите контур аутлайнером. Когда он полностью высохнет, сотрите следы копирки ватной палочкой, смоченной уайт-спиритом.
Ознакомившись с МК росписи по стеклу, вы можете создать собственные шаблоны или просто нарисовать то, что вам хочется, на стеклянном предмете с помощью фломастера или специального химического карандаша, используемого для разметки фарфора и стекла. Однако сложные рисунки лучше сначала изобразить в натуральную величину на листе бумаги, а затем перенести на рабочую поверхность изделия вышеописанным способом.
Когда свет проходит сквозь покрытую прозрачной краской поверхность, она сияет и переливается. Этот эффект можно усилить, украсив рисунок блестками: они добавят ему объем, особенно если роспись будет хорошо освещена.
Вам потребуется:
Выполнение работы:
На это видео представлен мастер-класс росписи по стеклу с добавлением блесток:
Для создания контура можно использовать свинцовую ленту. Она бывает разной ширины и легко режется, что позволяет получать детали необходимой длины. Изнаночная сторона у такой ленты клейкая, что облегчает работу. Так как свинец достаточно тяжел, им лучше оформлять стеклянные поверхности. Но сперва нужно научиться накладывать свинцовые полоски на ацетатную пленку: это поможет освоиться с новым материалом.
Вам потребуется:
Выполнение работы:
Данная техника применяют при декорировании дверей и окон: они будут выглядеть как витражи. Ее можно использовать и для создания ромбовидного орнамента на стеклянных дверцах шкафов.
Сегодня в магазинах представлен богатый выбор красок для росписи по стеклу всевозможных цветов. Смешивая их, можно добиться еще большего разнообразия оттенков.
Проводя эксперименты с цветом, важно учитывать, что водные краски сочетаются только с водными, а краски на основе растворителя — с аналогичными себе по составу.
Сделать цвет более светлым проще всего: достаточно добавить в имеющуюся темную краску бесцветную, которая также продается в магазинах.
Сделав предлагаемое ниже упражнение, вы узнаете, как происходит процесс смешивания красок и какие оттенки цвета можно при этом получить.
Вам потребуется:
Выполнение работы:
Это упражнение иллюстрирует возможность создания различных оттенков при использовании красок для стекла. Полезно составить на ацетатной пленке таблицу образцов. Записав, какие именно краски вы смешивали для получения каждого оттенка, вы получите возможность обращаться к этой шпаргалке, когда будете подбирать палитру своих дальнейших изделий.
Применяя пленочные краски для художественной росписи стекла, вам надо будет сначала нанести рисунок на ацетатную пленку, а когда роспись высохнет — отслоить ее и перенести на окно или зеркало. Данные краски идеальны для создания временных украшений на Рождество и другие праздники, так как они без усилий снимаются. Можно, конечно, наносить их непосредственно на стекло, но ацетатная пленка облегчает труд, потому что позволяет работать на горизонтальной поверхности.
Пленочные краски наносятся непосредственно из тюбика через носик и представляют собой пасту, которая (за исключением черной) становится прозрачной после высыхания.
Вам потребуется:
Урок по росписи стекла пленочными красками:
Роспись пленочными красками по стеклу показано на этом видео:
Кристаллический гель предназначен для достижения эффекта текстурной поверхности и фасонного стекла. Кристаллический гель бывает трех видов: прозрачный, матовый и переливчатый. Цвета варьируются от бесцветного до радужного: их можно смешивать для получения разнообразных оттенков.
В этом упражнении для достижения эффекта витража используется кристаллический гель в сочетании с аутлайнером.
Вам потребуется:
Мастер-класс росписи по стеклу кристаллическим гелем:
Если вы посмотрите на получившийся узор против света, то увидите, как по мере высыхания геля ромбы будут становиться похожими на цветное стекло с неровной поверхностью. Экспериментируя с кристаллическим гелем, вы добьетесь различных эффектов: нанося его шпателем на большие участки, получите ярко выраженную текстуру; растерев губкой по ацетату, создадите иллюзию заиндевевшего стекла; можно просто выжать гель из тюбика, создав густой прозрачный контур.
Посмотрите видео, как выполняется роспись по стеклу гелем:
Чтобы продлить срок годности используемых материалов, их надо правильно хранить.
Держите краски в контейнерах, в которых они продавались, либо в емкостях, сделанных из аналогичного материала. Храните краски плотно закрытыми, в сухом прохладном месте, где нет опасности воспламенения; берегите от мороза, жары и прямых солнечных лучей.
После использования аутлайнера плотно завинчивайте крышку, предварительно протерев носик тюбика, иначе состав затвердеет и закупорит отверстие.
Храните свинцовую ленту на бобинах и не снимайте защитную пленку раньше времени: контакт с воздухом и пыль ухудшают клеящие свойства материала.
Тюбики с такими материалами, как кристаллический гель или пленочная краски, храните в вертикальном положении.
Тщательно мойте кисти после окончания работы, а также при смене цвета краски. Используйте уайт-спирит или горячую мыльную воду — в зависимости от состава краски.
Роспись по стеклу не представляет риска для здоровья, если материалы используются правильно и в соответствии с их назначением. Тем не менее всегда читайте инструкции, прилагаемые к краскам и прочим материалам, особенно если вы работаете с ними впервые. Есть и общие правила, которым надо следовать.
Еще по теме не пропустите