Особенности памятников архитектуры в Санкт-Петербурге, выполненных в стиле ампир
В этот период стремительно развивается ампир в Санкт-Петербурге, в полной мере проявляясь, прежде всего, в архитектуре.
Архитектура ампира в Петербурге в начале 19 века отличается своей величественностью и монументальностью. Перед архитекторами эпохи ампира возникли совершенно другие задачи: им необходимо было вписать новые здания в уже имеющееся пространство, правильно спланировать целые комплексы в городе и площади с прилегающими к ним ансамблями построек.
В Петербурге в стиле ампир в этот период были заложены комплексы Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской площадей.
Нельзя не заметить стилевые изменения, характерные для архитектурных памятников 19 века. Архитектурное искусство этого исторического периода отличается своей строгостью, монументальностью, интересом к греческой классике. Отмечается тесное переплетение скульптуры с архитектурой, теперь уже не являются редкостью скульптурные сооружения, которые органично вписываются в архитектурные возведения.
Преобладающими архитектурными постройками вначале 19 века были здания общественного значения, такие, как театры, министерства, ведомства, казармы, соборы, конные дворы. Дворцов и храмов, возведенных в эпоху ампира, известно совсем немного, они практически не строились.
Художественный стиль ампир в архитектуре Санкт-Петербурга ярко проявился также в широком применении ордерной системы. Прослеживается применение строгих геометрических форм при взведении большинства зданий того времени.
Излюбленным становится мотив триумфальной арки. Ярким примером применения этого ампирного элемента являются Московские триумфальные ворота. Этот архитектурный памятник представляет собой монументальные 12-колонные ворота в виде портика, отлитые из чугуна с медными коваными деталями. Московские триумфальные ворота символизируют собой могущество и славу русской армии. Тематика военного триумфа, характерная для этого архитектурного памятника периода ампира, подчеркивается скульптурными композициями из военных трофеев.
Все здания стиля ампир в архитектуре Санкт-Петербурга отличаются своей торжественностью и парадностью. Они монументальны и строго симметричны, также архитектурным сооружениям того времени свойственной была лаконичность форм. Однако одновременно часто использовалась милитаристская символика Древнего мира – изображения орлов, лавровых листов и доспехов.
К числу памятников архитектуры в стиле ампир в Санкт-Петербурге также принадлежат здания Главного штаба, постройки Сената и Синода, Михайловский дворец и Александрийский театр.
В этом архитектурном направлении также построены два павильона в саду Аничкова дворца. Эти сооружения имеют два больших арочных окна, фигуры древнерусских воинов, ионические колонны – все это указывает на принадлежность построек к стилю ампир.
Кафедральный Исаакиевский собор стал последним наиболее ярким ампирным сооружением в Санкт-Петербурге. В проекте здания можно рассмотреть простые геометрические формы – треугольник, куб, квадрат, параболический купол, цилиндр. Использование этих элементов в процессе возведения конструкции позволило передать ее имперскую величественность и монументальность.
Внутри собор характеризуется красочным интерьером, снаружи здания нельзя не заметить богатый скульптурный декор. Исаакиевский собор сыграл большую роль в создании неповторимого облика Санкт-Петербурга не только XIX века, но и нашего времени.
Сталинский ампир в Санкт-Петербурге, прежде всего, проявился в том, что все сооружения возводились согласно установленному проекту планировки.
Наиболее ярким образцом ампирной архитектуры являются «сталинские высотки», представляющие собой массивные здания из кирпича или керамических блоков. Как правило, для облицовки таких домов использовались гранитные плиты.
Среди построек того периода в Петербурге, как и в других российских городах, были так называемые кировские дома, двух- и трехэтажные «немецкие коттеджи», и сооружения барачного типа.
Сталинский ампир в архитектуре Санкт-Петербурга представлен таким сооружением, как дом Советов, его строительство велось под руководством архитектора Ноя Троицкого.
В этом направлении также выполнен ансамбль Светлановской площади, состоящий из трех зданий.
Характерные черты стиля ампир в архитектуре Санкт-Петербурга прослеживаются также в зданиях Казанского собора и Горного института, автором этих работ является талантливый архитектор того времени Воронихин.
Среди архитектурных памятников, принадлежащим к периоду сталинского ампира, находится еще и Александрийская колонна архитектора Монферрана, и здание Биржи Тома де Томона, Навские триумфальные ворота Стасова. Большой вклад в архитектурный облик того времени внесли работы талантливого архитектора Карла Росси.
Еще по теме не пропустите